Discordia Вики
Advertisement

«Чумной путч» — мятеж, предпринятый военными социалистами и оппозицией в июле 1958 г. против Второго Правительства Тирагетской империи, одно из ключевых событий в новейшего истории Тирагетии и один из факторов, определивших её дальнейшее развитие, повлияв на внутреннюю социальную и политическую среду в империи.

Предыстория[]

Противоречия в рядах Солдатского Союза стали зреть ещё с момента созыва Национального Собрания 1956 г. Лидер Союза Леопольд фон Думхаммер намеривался войти в правительство и, путем установления контроля над армией, облегчить переход Тирагетии к социализму. Однако группа полковника Мани Сэлэжана настаивала на всеобщем восстании и свержении имперской власти, используя взрыв общественной активности, наблюдаемой с 1956 г. Другим расхождением в рядах ССзС было отношение к Арстоцке: Думхаммер настаивал на построении гетского коммунизма, когда как Сэлэжан желал установление арстоцкой модели и при поддержке АНДР. В качестве главного идеолога радикальной перестройки Тирагетской империи, Сэлэжан выбрал Пиврона Гриштена - юриста, стремительно набиравшего популярность общественника и начинающего политика, известного в культурной и академической среде, резко критиковавшего нынешнее имперское устройство. Имея широкие познания и многочисленные публикации, Гриштен яростно критиковал нынешнюю систему судебной власти, внутренних органов и в принципе всей правовой системы, требовавшей реформ. Именно своим чётким стремлением к реформизму Гриштен стал известен среди тирагетской оппозиции и получил поддержку народа. Поэтому именно его Сэлэжан решил использовать в виде мнимого лидера-символа, наладив крепкий дружеский контакт и заручившись его доверием.

Пив

П. Гриштен, лидер июльских демонстраций

В ходе борьбы с консерваторами, управляемое Думхаммером правительство было отправлено в отставку, а на его место пришел кабинет, более подверженный контролю реакционеров. Это уверило группу Сэлэжана в их правоте, и те всё настойчивее требовали от маршала смены режима. Фон Думхаммер, сохранивший портфель военного министра, заявил, что не будет препятствовать Сэлэжану, и начал переводить верных тому офицеров в Тираград. В планах маршала было их руками избавится от Второго Правительства.

Наконец, и.о. министра юстиции - консерватор Эрнст Тэтэреску, используя лазейки в законодательстве, провел упрощение судопроизводства, что позволило подвергнуть репрессиям видных левых активистов. Действия консерваторов вызвали возмущение общественности, направленное, в частности, на нового министра внутренних дел Геррлайна. В середине июля в столице начались демонстрации против злоупотреблений МВД и Министерства юстиции. Уличную активность во всю поддерживало Левое Крыло депутатов.

Ход переворота[]

Начавшиеся 12 июля манифестации, к 15 числу обрели агрессивный характер. Не смотря на попытки полиции удержать митингующих, стало понятно, что контроль над улицами Тираграда перешел к демонстрантам. Александру l, находившейся в дипломатической поездке, не знал о событиях в столице. В ночь с 15 на 16 июля Сэлэжан и лидеры митинга утвердили план захвата города.

В 08:30 16 июля Гриштен (более известный к тому моменту как Пив Чумной) выступил с речью, в которой обличал «правительство, продавшееся дворянам и олигархам». Пылкое обращение Чумного стало сигналом для беспорядков, причиняемых демонстрантами. К 11:00 митингующие начали теснить полицию.

Вертолет

Вертолет, взлетающий с крыши здания МВД 16 июля

Заговорщики рассчитывали захватить состав кабинета министров, не зная, что большинство членов правительства уже покинуло город. Геррлайн, ещё находящийся в столице, прислушавшись к уговорам чинов МВД, покидает Тираград по воздуху. Ближе к полудню части военного гарнизона начинают планомерно занимать ключевые объекты Тираграда. Военный комендант, не пожелавший участвовать в перевороте, был застрелен.

Главарями переворота стали:

  • Эдгар Раковиц — бригадный генерал, начальник столичного арсенала,
  • Маня Сэлэжан — полковник, заместитель начальника штаба гарнизона ,
  • Йон Роман — полковник, командующий 5-м пехотным полком,
  • Отто Меринг — подполковник, адъютант военного коменданта Тираграда,
  • Валериу Джорджеску — майор, начальник штаба 3-й пехотной бригады.

Ровно в 12:00 центральная радиостанция столицы выводит в эфир обращение офицеров, гласящее о переходе гарнизона «на сторону народа». Здание парламента оказывается занято батальоном Сэлэжана. Под дулами винтовок, депутаты объявляют о роспуске правительства и переходе власти к Чрезвычайному Комитету, под формальным председательством Чумного.

Прибывший в СтарГЕРРод Геррлайн, при помощи гвардии, полиции и лояльного командования, представленного Юстусом Ванглером, проводит аресты ставленников фон Думхаммера. В 17:22 Геррлайн обращается к нации, извещая население о попытке переворота «банды радикалов». Обличая предательство, он призывает «верных Родине сынов» с оружием в руках устроить марш на Тираград, и освободить «обесчещенную столицу». На призыв Князя Восточной Геррмайнии откликаются консервативные командующие и некоторые члены правительства, как, например, Думитру Роммель и Йон Тобеску.

Чрезвычайный Комитет надеялся, что захват Тираграда спровоцирует выступления по всей стране. Массовой поддержки за пределами столицы переворот не получил. Под контролем путчистов город пробыл с 16 по 20 июля. За это время Чрезвычайный Комитет безуспешно рассылал по стране «революционные декреты», призывающие признать новую власть. В действительности, власть ЧК не выходила дальше столичных предместий.

Улица Тираграда

Улица Тираграда 19 июля

Чрезвычайный Комитет приговорил к смертной казни около 700 государственных служащих, включая статс-секретаря МВД Марку Барбота. Приговоры не были приведены в исполнение. Вплоть до разгрома путчистов, в Тираграде не утихало сопротивление ЧК, представленное правыми активистами, полицейскими и боевиками Незримого Братства.

Узнав, что правительство отсутствовало в Тираграде, фон Думхаммер отдал приказ по линии ССзС об аресте министров, чьё местонахождение было известно. Когда посланные боевики были убиты, маршал решил сам подавить восстание, чтобы избавится от следов своего участия. Генералы, бывшие членами ССзС, отказались стрелять по «товарищам».

19 числа император вернулся в Тирагетию, чем ускорил подавление мятежа. Во второй половине дня 20 июля, части во главе с Тобеску, Мандрием, Гречеану и Роммелем вошли в столицу. Бои продолжались до вечера. Осознав поражение, Сэлэжан покончил с собой.

Последствия[]

Вернувшийся в столицу император начал диалог с умеренными демонстрантами, не поддержавшими захват власти. По его завершению, действия Тэтэреску в качестве министра юстиции объявлялись незаконными. Сам он лишался места как в правительстве, так и в парламенте. Гриштен, который хоть и был «лицом» переворота, был включен во Второе Правительство, сменив Тэтэреску, прежде чем эмигрировать в Арстоцку после начала чисток Геррлайна.

Путч явился серьезным ударом по Трудовому Блоку. В массовом сознании он явился доказательством, что раздуваемая консерваторами «Красная истерия» - не является выдумкой. Последующее чрезвычайное положение существенно укрепило позиции реакционеров, власть внутри правительства замкнулось за триумвирате Геррлайн-Тобеску-Роммель.

Леопольд фон Думхаммер, обвиненный в халатности и мало эффективности, был отрешён от титула Первого Советника. Тираград оказался вычленен из структуры Военных Округов и поставлен под командование Тобеску. Командование Гетского Округа было объявлено вредительским, и заменено на консервативное.

Положение «Первого среди равных» в правительстве, по кулуарному договору, перешло Геррлайну. Кроме того, ему было поручено создание Национальной Жандармерии в противовес армии. Полномочия Сигуранца и лично Тобеску были расширены, а Роммель получил право создания ополчения, поддерживающего порядок в селе.

Advertisement