Discordia Вики
Advertisement

«Реставрация», или же Дворцовый переворот 1942 г. — государственный переворот в Тирагетии, организованный императором Петру l совместно с оппозиционными генералу Презану офицерами и чиновниками. Реставрация положила конец 12-летнему Военному Правлению в Тирагетской Империи и ознаменовала возвращение всей полноты власти монарху.

Предыстория[]

16 мая 1930 г., в результате убийства императора Константина и начала восстания анархо-коммунистов, к власти в Тираграде пришло Правительство, сформированное под руководством генералитета. На трон взошёл 31-летний Петру I, который фактически стал марионеточным монархом.

По мере приближения победы над коммунами, становилась очевидна несостоятельность военных во главе с Первым Советником Презаном в гражданских делах. Режим Презана, не смотря на победу, стремительно терял поддержку широких слоёв. Внутренняя ситуация осложнялась борьбой за власть внутри самой хунты.

Очагом недовольства стала Императорская Канцелярия — высокое учреждение, ставшее при военном правлении лишь формальным органом и местом ссылки неугодных чиновников.

В 40-е тирагетское правительство растеряло последнюю популярность. Не способность добить разрозненные партизанские ячейки, бунты на задворках империи и продажа национальных территорий привели к стремительной потере легитимности.

Для того, чтобы отвлечь население от проблем в стране, тирагетское руководство попыталось спровоцировать конфликт с Арстоцкой. Многие в стране не забыли восточному соседу поддержки коммун в дни войны. Презан и Телэ намеревались сосредоточить внимание общественности на арстоцкой границе. Январь-апрель 1942 г. на ней регулярно происходили перестрелки и столкновения.

Организаторы переворота[]

Мирча Авареску[]

Мирча авареску

М. Авареску

Гетский аристократ, наследник Княжества Трансмонтия, бывший на момент реставрации президентом Счетной Палаты. Вместе с Рэксану сыграл ключевую роль в объединении оппозиции: привлек аристократические круги к содействию в политической изоляции окружения Йона Презана.

При абсолютистской Тирагетии стал министром финансов. Имея наибольшее влияние на Петру среди заговорщиков, смог сосватать свою старшую дочь Констанцу с наследником трона Валериу, а после его смерти с Александру. К концу тира-арстоцкой войны сменил Чукэ в качестве Первого Советника.

Тудор Рэксану[]

Полковник, референт ll-го Отделения Императорской Канцелярии(военные дела). Был фактическим руководителем канцелярии, контролируя доступ информации к Петру. Первоначально играл важную роль в режиме, но потерял влияние в Военном Правительстве после отстранения Маринеску.

Спроектировал план переворота и сплотил недовольных Презаном офицеров. Самолично арестовал генерала Телэ. Возглавил Генеральный Штаб. После 1948 г. военный министр.

Кароль Каршун[]

В гражданскую войну командующий 12-й горнострелковой дивизией. Сменил Нойманна во главе штаба Северного Фронта. С 1935 г. командующий 1-й северо-восточной армии. Каршун считал Военное Правление вынужденной мерой, необходимой для устранение угрозы со стороны коммунистов. Не выказывал нелояльности Презану, но после 1940 г. стал перестал видеть надобность военной власти, а с продажей Юга Далжарии перешел в оппозицию. В апреле 1942 г., по рекомендации Рэксану поставлен во главе 2-й центрально-гетской армии, дислоцированной вблизи Тираграда. После переворота — военный министр. Ушел в отставку в 1948 г..

Григоре Чукэ[]

Григоре чукэ

Г. Чукэ

1937-1942 г. спикер Княжеского Собрания Гетии. Автор программы демилитаризации Тирагетской Империи. Чукэ был выразителем воли реформистских кругов. После Реставрации стал Первым Советником и министром юстиции.

Отстранен в конце тира-арстоцкой войны.

Петру Влáдимир[]

Владимир

П. Владимир

Начальник секретариата МВД. Был одним из первых, кто сблизился с пришедшим в чуждое себе министерство Августом Телэ, и сделался одним из главных его сотрудников.

1934-1942 г. возглавлял секретариат МВД. В 1938 г. отговорил министра от физического устранения приставленного к нему Барбота, порекомендовав вместо этого выслать его в Императорскую Канцелярию. Рассчитывал после ухода Телэ в Генштаб, возглавить МВД, однако тот предпочел ему другую кандидатуру, оставив Владимира на прежнем месте.

Примкнул к заговору после того, как ему поручили уничтожить секретную документацию по продаже Южной Далжарии МЭТРу, расценив, что после этого его устранят.

Министр внутренних дел с ноября 1942 по март 1956 г.

Повод[]

В мае Владимир, при посредничестве Георга Геррлайна привлек на свою сторону комиссара Дильса, начальника полиции СтарГЕРРода. Через него они связались с отстраненным, и находящемся на положении домашнего ареста Николае Шаубом. Шауб, в обмен на освобождение, неприкосновенность и образование для своего сына раскрыл, что в бытность министром сельского хозяйства перевел в личное пользование Презана обширные, ранее национализированные угодья.

Таким образом создавалась картина, при которой грабительская политика Военного Правления преследовала цель обогащения её руководителей. Было легко уверить народ, что средства с продажи Южной Далжарии осели в карманах генералитета.

Ход переворота[]

13 ноября на 16:00 в Синий Дворец были вызваны Август Телэ и его заместители. Когда они явились в назначенный час, обер-камергер известил собравшихся, что Его Величество задерживается, и предложил генералам телефон. Телэ использовал возможность, чтобы сообщить в Генштаб о том, что задержится на неопределенное время. После этого, император, выжидающий в соседней комнате, отдал приказ о смене караулов в здании военного министерства.

Синий дворец

Главная резиденция тирагетской монархии, т.н. «Синий дворец»

Руководство Генштаба продержали в приемной до 16:27, прежде чем допустили в зал приема.

Петру l предложил Телэ план кадровых перестановок в командовании, который начальнику Генштаба надлежит немедленно реализовать, в связи с «моральной и профессиональной несостоятельностью действующего командного состава». Когда Телэ категорически отверг предложение, Петру безмолвно покинул зал. В тот же момент помещение заполонили гвардейцы. Полковник Рэксану объявил генералам, что они арестованы за преступления против Тирагетии.

С 9 числа военный министр пребывал на отдыхе. К 1942 г. поместье Презана превратилось в настоящую крепость, из которой заговорщикам предстояло выманить диктатора. В 16:48 в поместье поступил звонок из военного министерства. Первому Советнику надлежало отправится в казармы Буштени — ближайшего к поместью Презана городу, где, со слов участвующих в заговоре штабистов, наличествуют защищенные телефонные линии, по которым должен состоятся важный и внеочередной разговор по вопросу грядущего вторжения в Арстоцку.

В 17:18 Йон Презан покинул поместье в сопровождении небольшой охраны.

В 17:35 поместье Презана было блокировано и отрезано от телефонных линий.

В 17:59 он прибыл в казармы, где его охрана была разоружена, а сам генерал арестован. Презан был доставлен на военный аэропорт, занятый силами Каршуна. До ночи генерала продержали в техническом помещении.

В 18:23 и 18:55 у себя на дому были задержаны министры Крайник и Попеску соответственно.

В 20:00 состоялся приём в честь столичного командования, проходивший в загородном столичном особняке Геррлайнов. Хозяин приёма Майнхард, вовлеченный в заговор, на протяжении всего вечера спаивал гостей.

В 23:09 на пути домой был задержан столичный военный комендант.

В 23:43 приглашенные Геррлайном офицеры, пребывающие в нетрезвом состоянии, были легко арестованы полицией.

В полночь был дан сигнал частям Каршуна занять Тираград. Примерно в тоже время, Презан был тайно переправлен в столицу по воздуху.

По утру, в 9:00 все Княжеские Собрания издали прокламацию, гласящую, что «Патриоты не допустят разграбления Отчизны бандой головорезов!». В конце обращения, депутаты торжественно объявляли об окончании военного положения.

В 9:30 Петру l издал указ, по которому он, как глава государства и верховный главнокомандующий, распускает Военное Правительство.

Последствия[]

Мало кто сожалел о свержении Презана и его людей, но начавшие в скором времени реформы по ограничению влияния вооруженных сил вызвали сопротивление со стороны последних. В стране начался рассвет парамилитарных формирований, крупнейшей из которых была Ассоциация ветеранов Тирагетии, или АВТ. Основные полувоенные организации оказались окончательно разгромлены после тира-арстоцкой войны.

Последующие после переворота 13 лет полновластного правления Петру явились поступательным отделением имперской армии от тирагетской политики. Вооруженные силы - традиционно движущая сила государственного механизма Тирагетской Империи, - к моменту смерти Петру оказалась в подчиненном положении. Её нишу в политической жизни и роли проводника императорской воли заняли гвардия, политическая и гражданская полиции.

Advertisement